О ГЛАВНЫХ ФАКТАХ РАЗВИВАЮЩЕГОСЯ ОБЩЕСТВА
И ПОНЯТИЯХ ОБРАЗА БУДУЩЕЙ РОССИИ
ДИАЛЕКТИКА — наука о наиболее общих
законах всякого движения (Ф.Энгельс) . Это наука о всеобщей связи,
исходящая из данных нам фактов (т.е. действительных явлений и предметов) развивающейся
природы и человеческого общества.
ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ — закон перехода
количества в качество и обратно; закон взаимного проникновения и борьбы
противоположностей; закон отрицания отрицания.
Эти законы являются объективными законами
развития природы и общества и действуют одновременно (взаимодействуют) в их
развитии. Сама жизнь показывает и доказывает это взаимодействие: человек,
животное, насекомое, молекула, вирус, дерево, трава, изменяющаяся и
развивающаяся природа, которую мы видим и воспринимаем адекватно, —
доказательство действия этих законов. Жизнь общества людей в лице каждого
человека и в форме человеческого сообщества развивается в своих естественных
потребностях: питаться и производить необходимые продукты; защищать своё тело и
производить одежды и строить жилища; производить других людей и расширять
производство необходимых благ; жить сообща и совершенствовать общежитие,
познавая законы природы, общественной жизни и собственного развития. Человек и
природа неразделимы. Развитие человека и человеческого общества — это и есть
сама природа в её развитии.
Каждый познанный шаг в развитии природы,
общества и человека закрепляется в ЧЕЛОВЕЧЕСТВЕ в определённом
(конкретном, чётком, ясном) понятии, например: человек в зачатии и развитии — это
эмбрион, ребёнок, подросток, молодой человек и так далее; стадо,
первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, советский
способы производства и общежития людей.
ПОНЯТИЕ — это логически оформленная общая
мысль о предмете или явлении.
ДИАЛЕКТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ — это исследование
природы (самой сущности, содержания, смысла) понятий в их развитии. Это
единственное отличие человека на высокой ступени его развития от животного.
Животное живёт инстинктами и образами Человек живёт инстинктами, образами,
наделяет явления и предметы понятиями и анализирует понятия, абстрагируясь от
второстепенного. (Ф.Энгельс).
МАРКСИЗМ (УЧЕНИЕ ЭНГЕЛЬСА-МАРКСА) - это теория
и метод, исходящие из данных нам фактов (т.е. действительных явлений и предметов)
развивающейся природы и человеческого общества, основанная на
исследовании действительной сущности понятий в процессе их перехода из
одного состояния в другое, более совершенное, от старого качественного
состояния к новому качественному состоянию, от простого к сложному, от
низшего к высшему.
Исследуя природу понятий (постигнутых умом
и превращённых в слова, знаки и символы явлений и предметов) в их
развитии, мы, абстрагируясь от второстепенного в постигаемом явлении,
определяем главное и останавливаемся на этом главном, на самой сути явления.
Таким образом, у нас появляется возможность увидеть, каким было, стало и будет
это понятие (явление, предмет) в своём движении.
У нас нет оснований не признавать
(отвергать) учение Энгельса-Маркса о развитии природы и человеческого общества.
У нас есть все основания, опираясь на познанные этим учением законы,
совершенствовать мир людей и двигаться дальше в своих представлениях о
действительных явлениях развивающейся природы и общества.
МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ИСТОРИИ — это первое
основополагающее явление в жизни общества, познанное и сформулированное
марксизмом. Его суть: отношения собственности (производственные
отношения) образуют основу (базис), из которого развиваются и могут быть
объяснены официальные политические, правовые, художественные, философские
взгляды общества и соответствующие учреждения, а также поняты их позитивные и
негативные стороны.
ПРОИЗВОДСТВО ИЗБЫТКА ПРОДУКТА ТРУДА НАД
ИЗДЕРЖКАМИ ПОДДЕРЖАНИЯ ТРУДА — второе основополагающее явление в жизни
общества, познанное и сформулированное марксизмом. Его суть: «образование и
накопление общественного и резервного фонда... основа общественного,
политического и умственного прогресса» (Ф.Энгельс). Реализуется это явление в
развивающемся мире в виде определённого способа производства и соответствующего
присвоения:
- общественного совместного присвоения
избытка (первобытнообщинное производство);
- прямого и полного личного присвоения
рабовладельцем прибавочного продукта, произведенного рабом (рабовладельческое
производство);
- личного присвоения земельной ренты в
виде отработочной ренты /барщина/, продуктовой ренты /плата натурой/, денежной
ренты /после продажи крестьянами своих продуктов/ (феодальное производство);
- присвоения капиталистом прибавочной
стоимости (прибыли), созданной наёмным работником сверх стоимости его рабочей
силы, для личного накопления капитала (капиталистическое производство);
- присвоения «государством-синдикатом»
прибавочной стоимости (прибыли), созданной работником государства сверх
стоимости его рабочей силы для расширенного воспроизводства совокупного
государственного продукта (советский способ производства).
Советский Союз — это «государственный
капитализм при коммунизме» (В.И.Ленин), это переходный период от капиталистических
отношений к коммунистическим отношениям собственности.
ПРИБАВОЧНАЯ СТОИМОСТЬ - это избыток
продукта труда над издержками поддержания труда, отчуждаемый
собственником средств производства у создавших его наёмных работников.
ПРОИЗВОДСТВО ПОСРЕДСТВОМ ЛИЧНОГО
ПРИСВОЕНИЯ И НАКОПЛЕНИЯ ЧАСТНЫМ СОБСТВЕННИКОМ ПРИБАВОЧНОЙ СТОИМОСТИ, СОЗДАННОЙ
ТРУДОМ НАЁМНЫХ РАБОТНИКОВ, — это познанный и сформулированный марксизмом
действительный основной экономический закон капитализма.
В обществе людей действуют так же
познанные марксизмом:
-закон неуклонного роста
производительности труда (сокращение общественно необходимого рабочего времени
на производство единицы продукции);
-закон преимущественного роста
производства средств производства (расширенное воспроизводство);
-закон соответствия производственных
отношений характеру производительных сил.
Эти законы жизни общества напрямую связаны
с производством избытка продукта труда над издержками поддержания труда,
общественным, политическим и умственным прогрессом. Действуют они неизбежно, но
не сами по себе, а по воле активной части производительных сил — людей,
стремящихся к справедливости во всех сферах общественной жизни, в том числе и,
прежде всего, в сфере производственных отношений.
Осознанный, основанный на анализе понятий
действительных явлений, поворот к справедливости и высшей производительности
труда произошёл в 1917 году в России. В СССР была ликвидирована частная
собственность, было образовано советское «государство-синдикат» с
капиталистическим способом оценки труда. Производительность труда в начале пути
нового государства пошла вверх за счёт энтузиазма, с одной стороны, и
страха быть репрессированным, - с другой стороны. Но в семидесятые и
восьмидесятые годы они уже не действовали, а тарифная (капиталистическая)
система оплаты труда не стимулировала работу необходимой производительности на
огромном едином экономическом пространстве.
Анализ существующих отношений производства
(законов, указаний, постановлений, распоряжений в сферах производства, обмена,
распределения и потребления) показал, что именно капиталистический способ
оплаты труда явился мощным тормозом развития производительных сил,
перехода советского государства на коммунистический путь развития.
Развал Советского Союза — это не ошибка
Энгельса-Маркса, которые исходили в своей деятельности из данных нам всем
действительных предметов и явлений развивающегося человеческого общества.
Развал СССР — это результат невежества и чванста правящей КПСС, которая не
сумела разработать науку развития по коммунистическому пути во всех её
частностях и взаимосвязях, остановила движение «государства-синдиката»,
работающего для народа (филантропизм), к общественному ассоциированному
производству народа - самого для себя.
КОММУНИЗМ берёт своё начало от
действительной коммуны — объединения людей для совместной жизни на началах
общности имущества и труда. «Коммунизм … не состояние, которое
должно быть установлено, не идеал, с которым должна сообразоваться
действительность. Мы называем коммунизмом действительное движение,
которое уничтожает теперешнее состояние» (Энгельс-Маркс, ПСС, т. 3, с.
34).
Коммунизм - это эпоха
собственности и власти народа (всех и каждого) в своём собственном развитии.
Система производства посредством
прибавочной стоимости (капитализм) под влиянием законов неуклонного роста
производительности труда и соответствия производственных отношений характеру
производительных сил, неизбежно трансформируется в систему, где избыток продукта
труда принадлежит (в виде неотчуждаемой избыточной стоимости) тем, кто его
производит, — трудящимся. Только так будет достигнута высшая (относительно
капиталистической) производительность труда.
Воздать человеку по трудам (делам) его –
эта мысль живёт в человечестве с незапамятных времён. В разных вариациях её
можно прочитать и услышать в древнейших свитках и в библии, и в народном
фольклоре: как потопаешь, так и полопаешь. Впервые в виде первоосновы
общественной жизни эта мысль была сформулирована сен-симонизмом (основатель –
Анри де Сен-Симон): «каждому – по его способностям, каждой способности – по её
делам». Эта формула была воспринята марксистами, а в Конституции СССР 1936 года
(статья 12) было записано: «В СССР осуществляется принцип социализма: «От
каждого – по его способности, каждому – по его труду»».
Принцип – это основное, исходное
положение, первооснова. Таким образом, формула: «от каждого – по его
способности, каждому – по его труду» - первооснова, кредо, идеология начала коммунистической
формации.
Разберёмся в понятиях.
Что такое в современном мире способности
человека и что такое труд человека? Труд в марксистском понимании (а у
нас, повторяю, нет основания сомневаться в объективности исследований
Энгельса-Маркса) – это полезная деятельность, процесс, результатом которого
является благо (потребительная стоимость) для потребителя этого блага и
стоимость (меновая стоимость, выраженная в деньгах) для производителя этого
блага. Чтобы результат труда превратился для одного в благо, а для другого в
деньги, это благо должно быть обменено на деньги покупателя.
Способность к труду, или рабочая сила, в
современном мире – это определённость, удостоверенная соответственными
документами. Поэтому смысл первой части принципа таков: каждый трудящийся даёт
обществу то и столько, что и сколько способен дать в соответствии с
полученными знаниями и степенью профессионализма. Но «способен дать» означает
только одно: человек может делать то-то и то-то, и не означает: «дал» в полной
мере, что способен дать в действительности. Поэтому в первой части принципа
речь может идти только о средней умелости человека и в окончательном виде она
должна звучать: «от каждого – по специальности и квалификации (средней
умелости)…».
Чтобы понять подлинный смысл второй части
формулы и принципа в целом, надо ясно себе представлять, что человечество, в
том числе в начале коммунистической формации, производит, и будет производить,
не предметы потребления, распределяемые по доброй (злой) воле одних другим, а
товары, реализуемые производителями потребителям, в соответствии с объективными
законами рынка.
«Каждый товар представляется с двоякой
точки зрения: как потребительная стоимость и как меновая стоимость» (К.Маркс, К
критике политической экономии). Следовательно, производя товар, каждый
производит этим благо для потребителя и стоимость (в виде цены и будущих денег)
для себя как непосредственного производителя.
Поскольку для производителя товар
представляет ценность и существует только как стоимость, постольку именно она
является подлинным результатом каждой конкретной деятельности. Труд есть
производство стоимости для непосредственного производителя. «Труд создаёт
стоимость» (В.И.Ленин, Три источника и три составные части марксизма).
Подставим это определение результата труда
в формулу первоосновы начала коммунистической формации. Получим: «от каждого –
по его специальности и квалификации (средней умелости), каждому – по
произведенной им стоимости», а правильнее сказать — по произведенной
избыточной (превращённой прибавочной) стоимости.
Произведенная каждым трудящимся стоимость,
как и стоимость, произведенная производственным участком, цехом, предприятием,
отраслью, государством, состоит из трёх частей. Одна часть соответствует
стоимости потреблённых средств производства (обозначается в науке-экономики
буквой «С»), вторая - стоимости рабочей силы в виде зарплат (обозначается
буквой «V”), третья часть составляет избыточная стоимость (обозначается буквой
«M”).
Кому избыточная стоимость должна
принадлежать? Всё учение Энгельса-Маркса и сама действительность указывают
чётко: её непосредственному производителю, израсходовавшему сверх общественно
необходимой меры свою физическую, нервную, мозговую энергию, и - обществу,
издержавшему, что необходимо для общего производства и реализации товара, для
превращения его, с одной стороны, в достояние потребителя, с другой – в
денежный результат производителя.
Общая часть избыточной стоимости (прибыли)
распределяется соответственно общественной необходимости и расходуется для
развития производительных сил и улучшения благосостояния всех членов общества.
Часть избыточной стоимости (прибыли), принадлежащая непосредственному
производителю, не является его самоцелью (как у капиталиста), она служит ему
в качестве самомотивации, в качестве «средств к жизни и наслаждению» сверх
необходимого (гарантированного) фонда.
Именно в распределении (присвоении) по
произведенной избыточной стоимости - сущность и истоки коммунистической
формации как способа высшей производительности труда: здесь заинтересован
непосредственно каждый. Капитализм заинтересовывает лишь единицы.
Чтобы понять принцип окончательно,
посмотрим внимательно на «Критику Готской программы» в части, касающейся темы
распределения. По Лассалю: «в… коммунистическом обществе каждый работник должен
получить… «неурезанный доход»». Маркс убедительно доказывает, что Лассаль не
прав. Перечислив ряд необходимых вычетов из трудового дохода в пользу общества,
Маркс говорит: «Лишь теперь мы подходим… к той части предметов потребления,
которая делится между индивидуальными производителями коллектива… Каждый
отдельный производитель получает обратно от общества за всеми вычетами ровно
столько, сколько дал ему». А что (сколько) даёт обществу каждый? Определённое
количество товаров стоимостью «C+V+M». Следовательно, получить обратно от
общества должно не только зарплату «V» (по типу: «заработная плата должна быть
заработанной» /Л.И.Брежнев/), а из этого полного результата, включая «M».
Следовательно, «M» - принадлежность непосредственного производителя избыточной
стоимости.
Формула «от каждого – по средней
умелости, каждому – по произведенной избыточной стоимости» - в данном
прочтении является единственно верной с точки зрения действительности,
марксизма, диалектики, логики и здравого смысла первоосновой коммунистической
формации.
Ещё раз посмотрим на ПРИСВОЕНИЕ
ПРОИЗВЕДЕННОГО ИЗБЫТКА ПРОДУКТА ТРУДА в развитии:
-общественное совместное присвоение
избытка (первобытнообщинный строй);
-прямое и полное личное присвоение
рабовладельцем прибавочного продукта, произведенного рабом
(рабовладельческий строй);
-личное присвоение земельной ренты
в виде отработочной ренты /барщина/, продуктовой ренты /плата натурой/,
денежной ренты /после продажи крестьянами своих продуктов/ (феодальный строй);
1.присвоение капиталистом прибавочной стоимости
(прибыли), созданной наёмным работником сверх стоимости его рабочей силы, для
личного накопления капитала (капиталистический строй);
2.присвоение
«государством-синдикатом» прибавочной стоимости (прибыли),
созданной работником государства сверх стоимости его рабочей силы для
расширенного воспроизводства совокупного государственного продукта (советский
способ производства);
3.присвоение каждым дееспособным гражданином, созданной им в
непосредственном производстве избыточной (превращённой прибавочной) стоимости
(прибыли) для личного благоденствия и общего успешного экономического и
духовного развития (народоправный /коммунистический/ способ
производства).
На данном этапе развития мировой экономики
нет другого выхода на орбиту высшей производительности труда, кроме как через
соединение (единство) труда и капитала в коммунистической форме, а каждой
рабочей силы - с результатом её труда через произведенную лично избыточную
стоимость.
Только распределение по труду в данном
марксистском диалектическом прочтении: 1) решает проблему самомотивации
трудящегося человека и высшей производительности труда; 2) выводит на просторы
общественного (коммунистического) производства; 3) кладёт начало
надёжному вытеснению отслужившего свой век капитализма в России и на Планете в
целом.
Но чтобы присваивать полный (необходимый и
сверхнеобходимый) результат своего труда, каждый должен быть равным со всеми
собственником-совладельцем национального богатства России.
Национальное богатство в физической форме (совокупность
средств производства и предметов потребления, созданная трудом предшествующих и
нынешнего поколений, а также вовлечённые в хозяйственное использование
природные ресурсы) принадлежит всему народу и неделимо.
Национальное богатство в денежном
выражении также является общим, но делится (в соответствии с ежегодной
инвентаризацией) равными частями по числу граждан (включая новорождённых),
регистрируется на их счетах и представляет собой первоначальный (стартовый)
капитал для свободного производства каждым дееспособным гражданином своей
жизни.
Через единство капитала и труда (в
неделимой и регистрируемой на счетах граждан форме) каждый является
собственником-совладельцем национального богатства, реализуется
коммунистическая (общественно-персонализированная) форма собственности.
Предшественником
общественно-персонализированной собственности в определённой мере можно считать
крестьянскую общину. В русской крестьянской общине земля, являясь неотъемлемой
общей принадлежностью, делилась, методом земельных переделов, между
крестьянами - поровну. Землю нельзя было проесть, пропить и
продать, а надо было пахать, сеять, убирать урожай и жить в соответствии
с результатами своего труда. Так и денежная масса России, являясь неотъемлемой
общей принадлежностью, делится между всеми поровну. Это первоначальный капитал
на счёте каждого. Его нельзя проесть, пропить и продать, но можно и нужно
вложить в своё производство (индивидуальное или совместное, новое или уже
действующее) и жить — по результатам своего труда.
Таким образом, формируется новая,
вытекающая из советского «государственного капитализма при коммунизме»
общественно-персонализированная (коммунистическая) общность людей, основанная
на совместных неделимых средствах производства, принадлежащих всем и каждому:
все — равные и ответственные участники общего социально-экономического
процесса.
Система производства посредством
прибавочной стоимости (капитализм) трансформируется в систему коммунистического
производства посредством избыточной стоимости (Народоправие на основе
общественно-персонализированной собственности).
ОБЩЕСТВЕННО-ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННАЯ
СОБСТВЕННОСТЬ
(или экономический персонализм) — это преемственный
(СССР) социально-экономический образ будущей России, это разработанный в
частностях и взаимосвязях совместный (коммунистический) способ производства и
присвоения, основанный на единстве капитала и труда и на принципиально новом
способе распределения материальных благ: каждому — в соответствии с лично
произведенной избыточной стоимостью.
НАРОДОПРАВИЕ НА ОСНОВЕ
ОБЩЕСТВЕНН-ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОЙ СОБСТВЕННОСТИ — это:
1) производство
посредством избыточной стоимости, начало коммунистической эпохи;
2)
самоуправление;
3)
все равны в имуществах (каждый - собственник-совладелец общего национального
богатства);
4) каждый свободно производит свою
жизнь на предприятиях в едином плановом хозяйстве страны;
5) вознаграждение за труд человека
соответствует полному (необходимому и сверхнеобходимому) результату его труда с
учётом обязательных отчислений;
6) высшая, регулируемая,
производительность труда;
7) справедливая, здоровая и
активная жизнь, личное и общее процветание.
ОСНОВНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЗАКОН НАРОДОПРАВИЯ — это закон избыточной стоимости;
определяет начальное развитие коммунистической эпохи. Присвоение избыточной
стоимости (прибыли) теми, кто её произвёл, — это средство самомотивации,
личного и общего процветания
Литература:
Ф.Энгельс: «Наброски к критике политической
экономии» (1844), «Положение рабочего класса в Англии» (1845), «Анти-Дюринг»
(1878), «Развитие социализма от утопии к науке» (1880), «Диалектика
природы» (1882), «Происхождение семьи, частной собственности и государства»
(1884).
К.Маркс: «К критике политической экономии»
(1859), «Капитал, т. 1» (1867).
Ф.Энгельс и К.Маркс: «Немецкая идеология»
(1846), «Манифест коммунистической партии» (1848), «Критика Готской программы»
(1875).
В.И.Ленин: «Государство и революция»
(1918), «XI съезд РКП(б) (1922).
В.С.Петрухин: О смысле понятия «От каждого
— по способностям, каждому — по труду» (письмо на имя Ю.В.Андропова, 1983), Журнал «Нечерноземье»
(июнь 1988 г, «Платить за труд»; январь 1989 г., «Работать на прибыль – новая
модель экономических отношений»), Издание Минсельхозпрода РСФСР (1991 г.,
«Пакет нормативно-технической документации для отработки новых отношений
собственности в хозяйствах и на перерабатывающих предприятиях Минсельхозпрода
РСФСР»), Издательство «Московский писатель» (2009 г., книга «История и будущее
экономики»); издательство МГУ (2010 г., книга «Перестроение России», статья
«Персонализированное присвоение прибыли – путь к высшей производительности
труда, решающее условие экономического и социального перестроения России (от
мотивации к самомотивации)»); 2014 г., брошюра «Экономический персонализм —
система справедливости, здоровой и активной жизни, личного и общего
процветания».
* * *
Новый способ распределения материальных
благ, основанный на присвоении прибыли каждым по величине созданной
им избыточной стоимости, был заложен в советское время во второй половине
восьмидесятых годов в Михайловском районе Волгоградской области. Был
высокоположительно оценен непосредственными работниками хозяйств и наукой, но
не доведен до конца из-за обрушения СССР. Тем не менее, он полностью разработан
и готов к пошаговой реализации в непосредственном производстве.
Комментариев нет:
Отправить комментарий